среда, 30 октября 2013 г.

Кия-Шалтырь. Часть III.



Утро 22 сентября 2009 года мы встретили в 7 часов. Светало. Вся местность вокруг была окутана туманом. Однако нам необходимо было пробудиться ещё раньше, так как по плану мы должны были добраться до Саланги, где следовало сесть на поезд и отправиться к станции Кия-Шалтырь. Но до поезда оставалось около двух часов, и успеть дойти до станции не представлялось возможным. Ближайшим остановочным пунктом является о.п. 144 км, находящийся по другую сторону тоннеля, но остановится ли там поезд, у которого в маршруте следования эта остановка значится как остановка по требованию? Но выбирать уже не приходилось.


Не спеша, мы собрали вещи,  упаковали палатку, затем спустились к тоннелю и даже успели сделать несколько разных фотографий. Как раз в это время прошёл грузовой поезд из Кия-Шалтыря. Менее чем через полтора часа по расписанию должен придти наш поезд. Пройдя по тоннелю, мы вышли к предполагаемому месту остановочного пункта. Ожидаем поезд и задаёмся вопросом: остановится или нет? С одной стороны, это всё-таки остановочный пункт, который указан в расписании, следовательно, остановка на нём обязательна. С другой стороны, пока мы ехали на этом поезде, многие пункты поезд пролетал без остановки. Железнодорожники же, ехавшие с нами в вагоне, сообщали о том, что поезд совершает остановки в основном по их требованию. Дмитрий, только вернувшийся с БАМа, ведал нам, что там не сложно затормозить рабочий поезд как обычный автомобиль на трассе – «голосованием». И вот проходит немного времени, как пассажирский поезд в составе тех же двух вагонов и уже другого тепловоза останавливается на выезде из тоннеля около нас. Путейцы высаживаются и выгружают инструменты, мы прыгаем в последний вагон.

Поезд Красноярск - Кия-Шалтырь у о.п. 144 км


После станции Саланга я начинаю фотосъёмку из окна торцевой двери последнего вагона:




Местность здесь горная, линия проложена с большим количеством кривых, она то обходит сопки, то возвышается на насыпи через распадки. С обеих сторон встречаются скалы, стёсанные при прокладке линии. После 156-го километра начинается огромная петля, которая поворачивает на 180 градусов. На участке линии перед петлёй из окна поезда открывается вид на параллельно идущую линию с огромным виадуком через ручей, начинающимся после петли. Через пять минут поезд проследует этот виадук.

Виадук на 160-м километре линии

Вскоре через 40 минут после посадки, поезд прибывает на конечную станцию – Кия-Шалтырь. Немногочисленные пассажиры отправляются в сторону посёлка Белогорск, кто-то уезжает туда на попутке. На относительно небольшой станции кипит работа: ведомственный тепловоз совершает манёвры с вагонами. Организовываем фотосъёмку на станции, Сергей бегает к локомотивам в надежде отснять их внутри. Где-то рядом тепловоз запускает дизель.



Наша бурная деятельность не осталось незамеченной. Железнодорожник, вышедший из поста станции, решил проверить нашу бдительность: «Эй! Что за фотосъёмка, кто вам тут снимать разрешил, а?!» Мы быстро прячем фотокамеры, на что он, расхохотавшись, отвечает: «Да снимайте сколько хотите!» Приятно, что у людей имеется чувство юмора.



Время определиться с целями: куда отправиться и что смотреть? Решаем, что идти в посёлок нет смысла. Посещение продолжения линии, которая уходит до карьера не представляется возможным. В итоге решили сходить тот самый виадук на 160-м километре, который уже проезжали. По железной дороге путь до него около девяти километров. Но этот участок линии обходит горные возвышенности так, что если пойти напрямую, срезав путь через гору, то расстояние до виадука будет не более трёх километров. Решили пройтись не по путям, а через гору, заодно прогуляться по тайге. Делаем ещё несколько фотографий со станцией и затем отправляемся к вершине.


Сначала наш путь идёт в гору по дороге. Видно, что тут даже проезжали на автомобиле. Через несколько сотен метров дорога сужается до ширины тропинки и вскоре кончается совсем. Пробираясь через тайгу, делаем несколько фотографий. GPS-навигатор Дмитрия помогает ориентироваться в густом лесу. Через полтора часа мы вышли к железной дороге близ моста.




На линии нам повстречался железнодорожник, с которым завязалась беседа. Узнали от него, что станцию обслуживает несколько тепловозов, в том числе один из них красный, что встречается довольно редко. Но, увы, мы его так и не увидели.


Сергей


Более часа мы ожидали какого-либо поезда в этом месте. Времени оставалось немного, нужно было отправляться обратно на станцию, чтобы успеть на наш поезд. Вскоре наше ожидание увенчалось успехом. Услышав тифон локомотива, приготовились к съёмке. Через две минуты показался грузовой поезд с рудой, направлявшийся на «Большую землю».



Обратно в Кия-Шалтырь мы отправились по железной дороге. Проходим по большому виадуку.



Длина его около трёхсот метров. Высокое сооружение проходит над совсем небольшим ручьём. С этого моста, располагающегося территориально в Кемеровской области, открываются красивые панорамные виды на горы, которые находятся в Хакасии.



Путь до станции занял у нас ровно два часа. По дороге сделали несколько фотографий.





Пришли как раз вовремя: до отправления нашего поезда остаётся менее сорока минут. Тепловоз уже совершил манёвр и зашёл к вагонам. Посещение этих удивительных по красоте мест подошло к концу. Вскоре наш поезд проходит по большой петле и спускается к Саланге. На непродолжительной стоянки по станции Саланга я делаю последнее фото:



Через 10 минут наш поезд вновь приходит в движение. Он проследует четыре тоннеля, выходит к Полуторнику и покидает горные районы. Да, Кия-Шалтырь, посёлок Белогорск – очень необычное по географическому расположению и довольно глухое место даже по сибирским меркам. Мы возвращались в Ачинск, где планировали провести ещё один день перед отправлением домой в Новосибирск.

Больше фотографий можно увидеть пройдя по этой ссылке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий