Передвижной лекционно-выставочный комплекс
В далёкую захолустную деревушку, затерявшуюся среди густых лесов и высокой
травы, на небольшой, поросший сорняком разъезд под названием Новосибирск-Главный прибыл Передвижной выставочно-лекционный
комплекс ОАО «РЖД». Этот поезд представляет собой выставку на колесах и
рассказывает о последних достижениях в сфере отечественного железнодорожного
транспорта, нанотехнологий и энергетики. Открытие поезда состоялось в августе
2011 года в Москве, с тех пор он гастролирует по городам России. 16 ноября
вагоны на один день прибыли в Новосибирск.
Экспозиция представлена в девяти вагонах.
Звёздное небо
Далее перемещаемся в вагон, посвящённый инновационному
развитию железных дорог, в частности скоростному движению. Представлены макеты паровоза П36, электропоездов
Сапсан, Allegro и
«Ласточка». Ближе к потолку висит схема "Полигон высокоскоростного движения на
перспективу 350-400 км/ч" .
Влево от Москвы пунктирная линия тянется до Берлина, вправо – до Красноярска.
Смотрел я на эту схему, вспоминал свои немногочисленные поездки по Транссибу,
пытался представить заявленные скорости, но моя фантазия почему-то не смогла предоставить мне такую картинку. Ну да ладно.
Высокоскоростной электропоезд "Сапсан" (Velaro RUS). Присвоены серии ЭВС1 и ЭВС2. Конструкционная скорость: 250 км/ч. 4 двухсистемных поезда и 4 постоянного тока. Производитель: Siemens AG (Германия).
Общий вид
Следующий вагон демонстрирует тяговый подвижной состав. Имеется
много макетов локомотивов, вагонов, моторвагонного подвижного состава, путевой
техники. На стенах висят многочисленные фотографии, в том числе и того, что так
радостно исключается из инвентарного парка РЖД.
Общий вид
Газотурбовоз ГТ1h-001. Построен в 2007 году на Воронежском тепловозоремонтном заводе на базе электровоза ВЛ15. В одной секции находится ёмкость для топлива, в другой турбо-генераторная установка. В качестве топлива используется сжиженный природный газ. Запас хода: 750 км. Мощность турбины: 8300 кВт.
Электровоз постоянного тока 2ЭС10 "Гранит" с асинхронным тяговым приводом. Выпускается заводом ООО "Уральские локомотивы". Эксплуатируется на Свердловской и Западно-Сибирской железных дорогах.
Электровоз 2ЭС6 "Синара". Выпускаются заводом ООО "Уральские локомотивы" с 2007 года. Эксплуатация на Свердловской и Западно-Сибирской железных дорогах.
Студенты изучают макеты
В четвёртом вагоне посетителям представлены макеты-панорамы,
моделирующие объекты железнодорожной инфраструктуры: часть космодрома Байконур,
пункт перехода подвижного состава на колею европейской ширины, уменьшенную
копию терминала «Аэропорт» железнодорожной линии Аэропорт Адлер – Сочи.
На переднем плане макет космодрома Байконур
На переднем плане макет терминала Аэропорт
Вагон «Энергосбережение, энергоэффективность и экологическая
безопасность» рассказывает нам о перспективных устройствах и сооружениях.
Например, стационарный путевой рельсосмазыватель с солнечным модулем для
подзарядки аккумуляторных батарей, система автоведения и регистрации параметров
тягового подвижного состава, передвижная экологическая лаборатория и другие. В
экологической зоне представлены макеты очистных сооружений, переработки отходов,
а так же модели модернизированных маневровых тепловозов ЧМЭ3-ЭКО.
Макеты сооружений, связанных с экологической безопасностью
Приборы для исследования воздействия на окружающую среду
РЖД мечтают полностью избавиться от услуг локомотивных бригад.
Система автоведения и регистрации параметров тягового подвижного состава имеет возможности:
- Управление с учётом ограничений скорости, профиля пути, массы состава, сигналов светофоров.
- Мгновенная реакция на меняющуюся поездную обстановку.
- Минимальные продольно-динамические реакции в поезде.
- Точное соблюдение графика движения.
- Энергосберегающее управление поездом.
- Всесторонний анализ поездки на основе зарегистрированных и передаваемых по цифровому радиоканалу данных.
Экосистема "Квинт". Устройство устанавливается в пассажирских вагонах. Предназначено для контроля и управления различными параметрами в пути следования.
Технологии стационарной путевой лубрикации (смазывания).
Смазывание боковой грани головки рельса, управление трением на поверхности катания головки рельса. Варианты устройств подачи смазочных материалов:
- на боковую поверхность головки рельса (питающая пластина - слева, форсунка - в центре)
- на поверхность катания головки рельса (питающая пластина - справа)
Затем мы переходим в вагон, повествующий о организации и
управлении процессами перевозок на железнодорожном транспорте. Представлены
рабочие места управляющего персонала: автоматизированное рабочее место
поездного диспетчера, рабочее место дежурного по сортировочной горке,
оборудованной комплексной системой автоматического управления сортировочным
процессом. Также макеты демонстрируют устройство поездной и диспетчерской
радиосвязи.
Кусок кабины электровоза ЭП1М
Пульт управления куска кабины электровоза ЭП1М
Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера (ДЦ "Сетунь"). На зелёных мониторах показан участок Октябрьской магистрали и оперативная информация: контроль следования ВСП "Сапсан".
Следующий вагон посвящён тренажерным комплексам. Представлен
тренажёр машиниста электровоза ЭП1М – кабина, мониторы, динамическое кресло,
моделирующее продольные и поперечные колебания, создаваемые при движении
локомотива с ускорением и при отклонении по стрелочным переводам. Тренажёр предназначен для
обучения машинистов в депо и учебных заведениях. Второй тренажёр – кабина
грузового автомобиля «КамАЗ».
Обучающий тренажёр машиниста электровоза ЭП1М. Позади имеется компьютеризированное место проверяющего лица, который регистрирует все ошибки машиниста при ведении поезда.
Вагон с самым необычным интерьером - «Энергия будущих поколений.
Госкорпорация "Росатом"». Его экспозиция рассказывает о достижениях в
области ядерных технологий. На макетах представлены элементы ядерных реакторов
и систем безопасности. Имеется устройство для измерения уровня радиации
человека, любой желающий может за пять секунд узнать, насколько сильно он
«светится».
Общий вид
Стенд о применении ядерных технологий
Урановые таблетки - топливо для ядерных реакторов. Состоят из двуокиси урана. Длина одной таблетки около 10 мм, диаметр 7,5 мм. Из них собираются ТВЭЛы - конструктивные элементы активной зоны реактора, содержащие ядерное топливо.
Стенд-макет "Гермозона". Месштаб 1:100
Стенд-макет "Стержни защиты" ВВЭР-2200. Масштаб 1:25
Измерение радиоактивности человека
В последнем, девятом выставочном вагоне, экспозиция представлена
экспонатами продукции, изготавливаемой в России с применением нанотехнологий. Внимание
уделено экономичным светотехническим изделиям, шумоизоляционным материалам,
композитным изделиям, Представлены изделия из наноструктурированной керамики, например, бронежилет, масса которого по сравнению с обычным бронежилетом снижена в 1,5 раза. Одна из витрин демонстрирует о Бесконтактной идентификации по технологии RFID, которая представляет собой самоклеящиеся метки. Выставлено новое поколение режущего инструмента,
система очистки и обеззараживания воздуха, аккумуляторная батарея на графеновых
технологиях для электромобилей.
Общий вид
Светодиоды смонтированы в светильник, предназначенный для освещения станций
Наглядный эксперимент.
Горит светодиодная лампа, при этом амперметр показывает совсем незначительный ток, стрелка чуть отклонилась от ноля. Затем светодиодная лампа гаснет и включается обычная лампа накаливания. Стрелка моментально падает вправо за тридцатку.
Подробно о Передвижном выставочно-лекционном комплексе можно посмотреть на сайте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий