воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Передвижной лекционно-выставочный комплекс

В далёкую захолустную деревушку, затерявшуюся среди густых лесов и высокой травы, на небольшой, поросший сорняком разъезд под названием Новосибирск-Главный прибыл Передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД». Этот поезд представляет собой выставку на колесах и рассказывает о последних достижениях в сфере отечественного железнодорожного транспорта, нанотехнологий и энергетики. Открытие поезда состоялось в августе 2011 года в Москве, с тех пор он гастролирует по городам России. 16 ноября вагоны на один день прибыли в Новосибирск.


Экспозиция представлена в девяти вагонах.
Вначале мы попадаем в вагон, предназначенный для проведения конференций и лекций. На основном экране показывают различные тематические видеоролики (нам показали о электропоезде "Ласточка"). Так же помимо большого экрана есть много небольших, смонтированных по бокам на месте окон. Интересный вид у потолка – звёздное небо.

Звёздное небо



Далее перемещаемся в вагон, посвящённый инновационному развитию железных дорог, в частности скоростному движению. Представлены макеты паровоза П36, электропоездов Сапсан, Allegro и «Ласточка». Ближе к потолку висит схема "Полигон высокоскоростного движения на перспективу 350-400 км/ч". Влево от Москвы пунктирная линия тянется до Берлина, вправо – до Красноярска. Смотрел я на эту схему, вспоминал свои немногочисленные поездки по Транссибу, пытался представить заявленные скорости, но моя фантазия почему-то не смогла предоставить мне такую картинку. Ну да ладно.

Высокоскоростной электропоезд "Сапсан" (Velaro RUS). Присвоены серии ЭВС1 и ЭВС2. Конструкционная скорость: 250 км/ч. 4 двухсистемных поезда и 4 постоянного тока. Производитель: Siemens AG (Германия).

Электропоезд построен заводом Alstom (Италия). Эксплуатируется с 2010 года на маршруте Санкт-Петербург - Хельсинки.

Общий вид



Следующий вагон демонстрирует тяговый подвижной состав. Имеется много макетов локомотивов, вагонов, моторвагонного подвижного состава, путевой техники. На стенах висят многочисленные фотографии, в том числе и того, что так радостно исключается из инвентарного парка РЖД.

Общий вид

Газотурбовоз ГТ1h-001. Построен в 2007 году на Воронежском тепловозоремонтном заводе на базе электровоза ВЛ15. В одной секции находится ёмкость для топлива, в другой турбо-генераторная установка. В качестве топлива используется сжиженный природный газ. Запас хода: 750 км. Мощность турбины: 8300 кВт.

Электровоз постоянного тока 2ЭС10 "Гранит" с асинхронным тяговым приводом. Выпускается заводом ООО "Уральские локомотивы". Эксплуатируется на Свердловской и Западно-Сибирской железных дорогах.

Электровоз 2ЭС6 "Синара". Выпускаются заводом ООО "Уральские локомотивы" с 2007 года. Эксплуатация на Свердловской и Западно-Сибирской железных дорогах.

Студенты изучают макеты



В четвёртом вагоне посетителям представлены макеты-панорамы, моделирующие объекты железнодорожной инфраструктуры: часть космодрома Байконур, пункт перехода подвижного состава на колею европейской ширины, уменьшенную копию терминала «Аэропорт» железнодорожной линии Аэропорт Адлер – Сочи.

На переднем плане макет космодрома Байконур

На переднем плане макет терминала Аэропорт



Вагон «Энергосбережение, энергоэффективность и экологическая безопасность» рассказывает нам о перспективных устройствах и сооружениях. Например, стационарный путевой рельсосмазыватель с солнечным модулем для подзарядки аккумуляторных батарей, система автоведения и регистрации параметров тягового подвижного состава, передвижная экологическая лаборатория и другие. В экологической зоне представлены макеты очистных сооружений, переработки отходов, а так же модели модернизированных маневровых тепловозов ЧМЭ3-ЭКО.

Макеты сооружений, связанных с экологической безопасностью

Приборы для исследования воздействия на окружающую среду

РЖД мечтают полностью избавиться от услуг локомотивных бригад.
Система автоведения и регистрации параметров тягового подвижного состава имеет возможности:
- Полностью автоматизированное управление тягой и торможением.
- Управление с учётом ограничений скорости, профиля пути, массы состава, сигналов светофоров.
- Мгновенная реакция на меняющуюся поездную обстановку.
- Минимальные продольно-динамические реакции в поезде.
- Точное соблюдение графика движения.
- Энергосберегающее управление поездом.
- Всесторонний анализ поездки на основе зарегистрированных и передаваемых по цифровому радиоканалу данных.


Экосистема "Квинт". Устройство устанавливается в пассажирских вагонах. Предназначено для контроля и управления различными параметрами в пути следования.

Технологии стационарной путевой лубрикации (смазывания).

Смазывание боковой грани головки рельса, управление трением на поверхности катания головки рельса. Варианты устройств подачи смазочных материалов:

- на боковую поверхность головки рельса (питающая пластина - слева, форсунка - в центре)

- на поверхность катания головки рельса (питающая пластина - справа)



Затем мы переходим в вагон, повествующий о организации и управлении процессами перевозок на железнодорожном транспорте. Представлены рабочие места управляющего персонала: автоматизированное рабочее место поездного диспетчера, рабочее место дежурного по сортировочной горке, оборудованной комплексной системой автоматического управления сортировочным процессом. Также макеты демонстрируют устройство поездной и диспетчерской радиосвязи.

Кусок кабины электровоза ЭП1М

Пульт управления куска кабины электровоза ЭП1М

Одна такая стойка с микропроцессорами способна заменить всё релейно-контакторное оборудование на посту электрической централизации станции

Рабочее место дежурного по сортировочной горке. Оборудовано КСАУ-СП - комплексной системой автоматического управления сортировочным процессом. Система обеспечивает в автоматическом режиме процесс расформирования составов с соблюдением требований безопасности и максимальной скоростью роспуска, формирует составы по заданным направлениям

Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера (ДЦ "Сетунь"). На зелёных мониторах показан участок Октябрьской магистрали и оперативная информация: контроль следования ВСП "Сапсан".



Следующий вагон посвящён тренажерным комплексам. Представлен тренажёр машиниста электровоза ЭП1М – кабина, мониторы, динамическое кресло, моделирующее продольные и поперечные колебания, создаваемые при движении локомотива с ускорением и при отклонении по стрелочным переводам. Тренажёр предназначен для обучения машинистов в депо и учебных заведениях. Второй тренажёр – кабина грузового автомобиля «КамАЗ».

Обучающий тренажёр машиниста электровоза ЭП1М. Позади имеется компьютеризированное место проверяющего лица, который регистрирует все ошибки машиниста при ведении поезда.



Вагон с самым необычным интерьером - «Энергия будущих поколений. Госкорпорация "Росатом"». Его экспозиция рассказывает о достижениях в области ядерных технологий. На макетах представлены элементы ядерных реакторов и систем безопасности. Имеется устройство для измерения уровня радиации человека, любой желающий может за пять секунд узнать, насколько сильно он «светится».

Общий вид

Стенд о применении ядерных технологий

Урановые таблетки - топливо для ядерных реакторов. Состоят из двуокиси урана. Длина одной таблетки около 10 мм, диаметр 7,5 мм. Из них собираются ТВЭЛы - конструктивные элементы активной зоны реактора, содержащие ядерное топливо.

Стенд-макет "Гермозона". Месштаб 1:100

Стенд-макет "Стержни защиты" ВВЭР-2200. Масштаб 1:25

Измерение радиоактивности человека




В последнем, девятом выставочном вагоне, экспозиция представлена экспонатами продукции, изготавливаемой в России с применением нанотехнологий. Внимание уделено экономичным светотехническим изделиям, шумоизоляционным материалам, композитным изделиям, Представлены изделия из наноструктурированной керамики, например, бронежилет, масса которого по сравнению с обычным бронежилетом снижена в 1,5 раза. Одна из витрин демонстрирует о Бесконтактной идентификации по технологии RFID, которая представляет собой самоклеящиеся метки. Выставлено новое поколение режущего инструмента, система очистки и обеззараживания воздуха, аккумуляторная батарея на графеновых технологиях для электромобилей. 

Общий вид

Светодиоды смонтированы в светильник, предназначенный для освещения станций

Наглядный эксперимент.
Горит светодиодная лампа, при этом амперметр показывает совсем незначительный ток, стрелка чуть отклонилась от ноля. Затем светодиодная лампа гаснет и включается обычная лампа накаливания. Стрелка моментально падает вправо за тридцатку.

Подробно о Передвижном выставочно-лекционном комплексе можно посмотреть на сайте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий